Поиск
Купить кораблик
Купить кораблик

PostHeaderIcon Рыбаки на крючке: Тверских любителей посидеть с удочкой штрафуют, а убирать браконьерские сети и ловить электроудочников некому

 

В управлении Росрыболовства рассказали о нехватке инспекторов и о том, что закон не видит разницы между нарушителями и браконьерами.

Очень многие считают, что рыбалка — это состояние ума, души, место уединения, концентрации… И добавляют: словами этого не объяснить. Страсть поиграть с рыбой начинается в детстве. Это увлечение объединяет людей разных профессий, возраста, социального статуса… Особенно много рыбаков встречается в деревнях: как местных, так и приезжих.

Однако в последнее время нарушения подстерегают любителей крючков и снастей практически на каждом шагу.

В редакцию Tverigrad.ru поступает множество вопросов от рыбаков, связанных с излишним контролем надзорных органов. Штрафы предусмотрены практически за каждое движение. Перед тем как закинуть удочку, нужно 10 раз подумать. Никакого удовольствия от процесса! По словам обратившихся, законы нельзя назвать продуманными. Такое впечатление, что те, кто их составлял, ничего не понимают в рыбной ловле.

За разъяснениями корреспондент Tverigrad.ru обратился в Московско-Окское управление Федерального агентства по рыболовству в Тверской области.

Неприступны границы!

Начнём с того, что получить штраф можно даже не начав ловлю. Если остановился на машине в водоохранной зоне — штраф 5300 рублей. Границы ВОЗ зависят от протяжённости рек и ручьёв. Если она до 10 км, водоохранная зона — 50 метров, если длина реки от 10 до 50 км, ВОЗ — 100 метров, от 50 км и более — 200 метров.

К Иваньковскому водохранилищу Конаковского района также нельзя подъезжать ближе чем на 200 метров. На Мошковском заливе Конаковского района недавно проходили рейды по проверке соблюдения запрета на выезд транспорта в водоохранную зону. Полицейские и инспекторы Рыбнадзора составили протоколы на нескольких рыбаков.

Наверняка штрафов было бы меньше, если бы у водоёмов вывешивали информационные таблички. Но такие встречаются крайне редко.

— Такая проблема действительно существует. Но таблички с границами ВОЗ вешаем не мы, а администрация того поселения, где находится водоём. Это их прерогатива, — объяснил главный инспектор регионального управления Олег Ширин.

У каждого заядлого рыбака есть автомобиль, на котором он перевозит снасти. Ведь общественным транспортом добираться до места ловли не всегда возможно. Там свои правила, которые запрещают перевозить длинные предметы. По словам эксперта, передвигаться в водоохранных зонах на автомобилях можно только по дорогам с твёрдым покрытием.

— Как в таком случае определить, какие дороги к ним относятся? Вдоль рек обычно проходят накатанные колеи. Можно ли их считать дорогами с твёрдым покрытием? —спрашивает рыбак из Бежецка Алексей.

Главный инспектор пояснил, что дороги с твёрдым покрытием являются объектами кадастрового учёта. Это инженерное сооружение. А если речь идёт о простом направлении, которое накатано большим количеством транспорта, то дорогой оно не является. Значит и ездить по таким колеям в водоохранной зоне нельзя.

Вдоль берегов рек обычно тянутся леса в нескольких метрах от воды. Как же быть в этом случае? Леса порой простираются на несколько километров. Получается, что к водоёму не подобраться на машине вовсе. Все снасти тащить на себе? За один раз, скорее всего, не получится, нужно будет делать несколько заходов.

Недовольны рыбаки и тем, что эти нормативные требования не распространяются на просто отдыхающих. В купальный сезон, например, берега водоёмов усыпаны людьми, которые подъезжают вплотную к воде. Однако протоколы на них выписывают нечасто.

Мал да дорог

Есть предельные размеры рыбы, ниже которых ловить её нельзя. Речь идёт о судаке. Он должен быть не менее 40 см. Поймал меньше — отпусти обратно в воду. Иначе штраф 3200 рублей. В конце прошлого года был прецедент в Конаковском районе: на льду задержали местного жителя — пенсионера. У него изъяли пять судаков, которые не дотягивали до 40 см. Пожилому рыбаку выписали административный штраф за каждый экземпляр. Общая сумма, которую пришлось заплатить «не в меру жадному любителю рыбалки», составила 16 тысяч рублей при пенсии в 10 тысяч.

Предугадать, какая рыба попадётся, нельзя. А с рулеткой ходят не все. К тому же зачастую, пытаясь снять рыбу с крючка, ей пробивает жабры. В воде она больше не выживет. Очень распространённый способ подлёдного лова — рыбалка на жерлицу. Щуку таким образом вытаскивают с большой глубины — 12-15 метров. Пока рыболов подтягивает её к берегу, рыба уже неживая. Какой смысл её отпускать?! Но инспекция вникать в тонкости не станет.

Если рыбак за раз поймал более пяти килограммов рыбы, это будет считаться нарушением суточной нормы. Исключением является трофейный экземпляр, вес которого превышает это значение. За улов сверх нормы придётся заплатить от двух до пяти тысяч рублей. Причём учитывается вся рыба. И та, которая была приготовлена в процессе: например, в ухе.

Без предупреждений

— Проблема в том, что в законодательстве нет разграничения между браконьером и нарушителем, — считает Олег Ширин. — В период весеннего запрета, например, можно ловить только на удочку с берега и не более двух крючков на человека. А сейчас разрешена однодонная снасть. Но люди об этом могут не знать и продолжают ловить на две донки. Они же не браконьеры, а просто нарушители. То же самое касается рыбаков, которые поставили машину в водоохранной зоне. Но КоАП не предусматривает предупреждений, сразу идёт карательная мера — административный штраф.

В итоге, гоняясь за мелкими нарушителями, Рыбнадзор забыл о сетях, расставленных настоящими браконьерами. Люди почти на каждой рыбалке ловят их на крючок. Зато поклёвки хищника зачастую нет даже в период нереста.

— В Бежецком районе засилье сетей на реке Осень. Но эта проблема не решается из года в год. Даже звонки в Рыбнадзор не находят отклик. Когда я звоню туда, мне говорят, чтобы я их снял сам. А для чего тогда надзорные органы? — задаётся вопросом местный любитель.

— В этом районе всего один инспектор. С теми условиями, которые требуются для поступления к нам на службу, очень тяжело найти людей. Необходимо наличие высшего образования, водительских удостоверений на лодки, снегоходы и так далее. Всему этому надо обучаться за свой счёт. Бюджетные средства на эти цели не выделяются. Сейчас в Рыбоохране работают в основном те, кто в этом деле давно, — объясняет старший инспектор.

По его словам, в каждом районе работают от одного до трёх человек. В Ржевском, например, три человека. Столько же — в Калязинском, Вышневолоцком, Осташковском районах. В итоге инспекция в бессилии разводит руками.

Рыбаки говорят, что попытки срезать сети самостоятельно сопровождаются угрозами со стороны браконьеров. Да и в Рыбнадзоре могут назвать это самоуправством. Разве в подобных действиях, даже направленных на предотвращение преступления, не должны участвовать госинспекторы?!

Наверняка было бы эффективнее на федеральном уровне запретить продажу дешёвых сетей для ловли рыбы. Есть ли смысл снимать сети, если через пару дней на этом же месте появятся новые дешёвые китайские изделия, которые общедоступны и купить их недорого можно почти везде? Некоторые браконьеры, увидев инспекторов, бросают сети и даже не возвращаются за ними. Зачем? Проще купить новые.

А скоро весна, на берегах рек и водоёмов появится ещё больше рыбаков. В этот период предусмотрена норма нерестового запрета. Ограничения устанавливаются в определённых районах или зонах. С апреля до первых чисел июня рыбакам запрещается удить и пользоваться моторными суднами в местах, где нерестится рыба.

В ноябре прошлого года изменилась такса: штраф за незаконную ловлю в нерест увеличился почти в 10 раз. Так, например, за судака с этого года можно схлопотать 3305 рублей вместо 250 рублей по старым расценкам. За «рядовую» рыбу тоже немаленькие штрафы. Жерех, сазан, карп, щука – 925 рублей за штуку. Линь, язь, лещ – 500 рублей. Краснопёрка, плотва, карась, окунь – 250 рублей.

Рыбаки считают, что сам нерестовый запрет давно уже не о всех рыбах беспокоится. Некоторая начинает нереститься, когда на реках запрет действовать прекращает. Например, щука. С точки зрения сохранности биоресурсов, пользы от запрета, который действует уже не одно десятилетие, ноль! Его необходимо пересмотреть.

Можно до бесконечности увеличивать штрафы, только что это изменит? Рыбаки согласны с тем, что необходимо сохранять природные ресурсы. Но пара инспекторов на всю Тверскую область, как понимаете, это не охрана запасов. Нужно заниматься зарыблением водоёмов и ловить настоящих браконьеров, а не штрафовать законопослушных рыбаков за неправильную парковку у берега.

Твериград.