Купить кораблик
Купить кораблик

PostHeaderIcon Обращение с ружьем

По обращению с ружьем можно судить о культуре охотника и определить, прошел ли он стрелковую школу или же не осилил даже технический минимум в отношении умения пользоваться ружьем. В последнем случае такой горе-охотник не только враг собственного ружья, но и не безопасен для окружающих.

- При правильном обращении ружье должно открываться и закрываться бесшумно, без хлопания и щелкания, без заметных усилий и напряжений со стороны стрелка.

Далеко не все охотники умеют правильно открыть и закрыть обыкновенную двустволку с коленчатой колодкой. Чаще всего, желая открыть казенную часть стволов, берут ружье за шейку, отводят рычаг до отказа вправо, затем взмахивают стволами дулом вниз, имея левую руку под скобой. Стволы открываются до отказа, со стуком. Это — неправильное, вредное для ружья открывание.

При правил ьном открывании ружья следует, отведя рычаг вправо, крепко держать стволы левой рукой, направляя их дулом вниз, и одновременно нажать приклад правой рукой, напраачяя его вниз так, чтобы стволы опустились плавно.

Туго раскрывающееся ружье — признак плотной пригонки стволов к колодке и аккуратной пригонки «впритирку» запирающих частей затвора, что очень хорошо для живучести ружья.

Неумело закрывая ружье, часто поступают таким образом: взмахивают стволами так, что ружье с лязгом и стуком захлопывается. Вместо этого следует, держа левой рукой стволы по возможности неподвижно, правой рукой, придерживая пальцем рычаг затвора, плавно приподнимать приклад до тех пор, пока ружье закроется. Хорошо пригнанный механизм запирания чаше всего не закроется вполне до конца; тогда рычаг доводят пальцем влево до отказа.

При умелом раскрывании и закрывании ружье долго служит, не расшатываясь в затворе. При неумелом — наоборот: стволы вскоре расшатываются, запирание ослабевает, а затворная пружина нередко ломается.

Не следует думать, что стволы расшатываются только от стрельбы. В Бельгии однажды был произведен интересный опыт открывания и закрывания ружья без стрельбы. Для опыта был устроен специальный станок со счетчиком количества открываний ружья. Ружье открывалось со стуком и захлопывалось при закрывании. Оказалось, что самая дешевая бельгийская двустволка начала «хлябать» после 5000 захлопываний затвора. Ружья более дорогих сортов, с частями лучшей пригонки, выдерживали 15—25 тысяч открываний, а высокосортные даже после 40 тысяч открываний не показали никакого шата. Между тем одна дешевая германская двустволка расшаталась после 3000 открываний. Конечно, этим бельгийцы хотели похвалить и разрекламировать свои ружья.

Не подлежит сомнению то обстоятельство, что если бы при упомянутом опыте ружья открывались и закрывались правильно, бережно, а трущиеся части затвора были обильно смазаны, тогда они бы выдержали в 3—4 раза больше открываний, чем получилось на деле. Но для опыта было специально применено «варварское» обращение с ружьем.

Конечно, стрельба ускоряет расшатывание ружья. Ускорение происходите прогрессивной быстротой в тех случаях, когда применяют неправильно снаряженные и непосильные для ружья патроны и когда трущиеся части работают с пылью, песчинками и без смазки.

Щелкать курками впустую — забава, очень вредная для ружья. От этого преждевременно разрушается ударный механизм, потому что соударяющиеся поверхности расклепываются, оседают, а то ломаются и пружины бойков. В бескурковых системах с бойками, составляющими одно целое с курками или ударниками, нередко отрывается боек. При ударе же по капсюлю боек несколько тормозится мягким препятствием, каким является капсюль, поэтому при выстреле ударный механизм меньше страдает, чем при щелкании впустую.

Выстрел из ружья с закупоренным чем-либо дулом вызывает раздутие, иногда — разрыв ствола. Ствол, закупоренный случайно землей или снегом, редко разрывается при выстреле, а чаще раздувается. Разрываются и стволы, плотно закупоренные пробками во время непогоды, когда охотник, спеша выстрелить, забывает о пробках; ввиду этого никогда не следует закупоривать чем-либо стволы. Для предохранения стволов от

попадания в них снега, дождя безопаснее иметь резиновый колпачок (надульник), сделанный из обрезка велосипедной камеры, туго завязанного с одной стороны. При случайном выстреле с надульником ствол остается без повреждений, лишь разрывается надульник. Для лучшего предохранения ружья от непогоды следует иметь при себе легкий брезентовый чехол казачьего покроя во всю длину ружья. Из такого чехла можно вынуть ружье очень быстро. Устройство чехла описано ниже.

При выстреле из ружья, погруженного дулом в воду, ствол разрывается над водой. Около полустолетия назад большую сенсацию произвел факт, что при выстреле из ружья, всецело погруженного в воду, ружье не получает никакого повреждения. Объясняется это тем, что при выстреле в воде давления газов в ружье встречают со всех сторон одинаковое сопротивление.

Хранить ружье следует всегда со спущенными курками, что особенно необходимо проверять в бескурковых (с внутренними курками) системах. Если ружье с эжекторами, то снимают цевье и спускают в нем ударный механизм. Цевье в этом случае необходимо хранить отдельно, так как при спущенном ударном механизме цевье не примыкается к ружью. Поэтому при сборке необходимо предварительно взвести в цевье ударный механизм, что делают при помощи какой-либо деревяшки, но не отверткой (отверткой можно случайно отколоть борт цевья). Далеко не все спортсмены знают, что ружье с эжекторами, поставленное «на отдых», имеет ударный механизм эжекторов на боевом взводе. Это часто служит причиной того, что пружины цевья страдают от напрасного напряжения.

Примыкать цевье к ружью следует плавным нажатием, но не ударом ладонью, в результате чего дерево цевья иногда трескается.

При езде на телегах и автомобилях нужно предохранять ружье от тряски и толчков, а тем более, от резких ударов, сотрясений и падений. В таких случаях прежде всего страдают деревянные части в местах их соединения с металлическими. Нередко происходит и самоотвинчивание винтов. В худшем случае ломается ложа в шейке, может разбиться деревянная часть цевья, на стволах порой появляются вмятины, бывают и погибы стволов. Не следует стрелять из ствола, имеющего вмятину, потому что возле вмятины может образоваться раздутость. Стрельба из немного погнутых стволов безвредна для их целости, но плоха по меткости. Для перевозки ружья нужно иметь футляр или кобуру, в которых ружье помещается с отнятыми стволами. Применяя чехол, в котором ружье находится в собранном виде, можно иногда сломать ложу, чего не бывает, когда стволы отняты; зато из такого чехла быстрее можно вынуть ружье и произвести выстрел.

Меньше страдает ружье от тряски при езде верхом, особенно если ружье находится в чехле. Бескурковое ружье не перетирает так быстро чехла, как курковое; кроме того, бескурковка быстро и удобно вынимается из чехла, чего нельзя сказать о системах с наружными курками.

Особенно нужно беречь ложу от случайных ударов, от сырости и пересущки. Никогда не следует добивать прикладом охотничью добычу, потому что при этом можно сломать ложу в шейке. Кроме того, в таких случаях часто забывают разрядить ружье и происходит неожиданный выстрел, поражающий охотника. На охоте не надо ставить ружье прикладом на сырую землю или на снег; в случае необходимости ружье можно опереть прикладом на пень, собственный сапог и т. п. При каждой сборке ружья нужно следить, чтобы винты, которыми прикреплена ложа к колодке, были хорошо притянуты, помня, что винты держат не своей жесткостью, а натяжением.

Вообще с ружьем следует обращаться не как с палкой или дубиной, а как с нежным и хрупким инструментом вроде скрипки или гитары. Тогда ружье долго будет исправным и в хорошей сохранности.